Цвет нации
Недавно посмотрел фильм Леонида Парфёнова, к 150-летию Сергея Михайловича Прокудина-Горского и 100-летию 1913 года. Хочу поделиться двумя своими наблюдениями.
Сергей Проскудин-Горский разработал способ получения цветных изображений с помощью многослойных негативов. Этот метод позволил получить цветные фотографии с помощью стеклянных пластин, передающих оттенки, которых не в состоянии передать даже современные цифровые методы. К сожалению вся коллекция негативов и дневники с фотографиями были проданы внуками в библиотеку конгресса США.
Всего американская часть коллекции Прокудина-Горского (переданная его родственниками в Библиотеку Конгресса США) насчитывает 1902 тройных негатива и 2448 чёрно-белых отпечатков в контрольных альбомах (в совокупности — около 2600 оригинальных изображений). Работы по совмещению отсканированных тройных негативов и реставрация полученных таким путём цветных цифровых изображений продолжаются по сегодняшний день. Для каждого из негативов имеются следующие цифровые файлы: один из трех черно-белых кадров фотопластинки (размер около 10 Мбайт); фотопластинка целиком (размер около 70 Мбайт); цветное изображение грубого совмещения, без точного сведения деталей по всей площади (размер около 40 Мбайт). Для части негативов подготовлены также цветные изображения со сведенными деталями (размер файлов около 25 Мбайт). Для всех этих изображений имеются файлы уменьшенного разрешения размером 50−200 Кбайт для быстрого доступа в ознакомительных целях.
В 2000 году компания JJT по контракту с Библиотекой Конгресса США выполнила сканирование всех 1902 стеклянных негативов из коллекции Прокудина-Горского. Сканирование выполнялось в режиме Grayscale c 16-битной глубиной цвета и разрешением свыше 1000 точек на дюйм. Файлы с отсканированными изображениями имеют размер около 70 Мбайт. Все эти файлы размещены на сервере Библиотеки Конгресса и находятся в бесплатном доступе. Отсканированные изображения инвертированы (преобразованы в позитивы цифровыми методами).
При фотографировании по методу Прокудина-Горского отдельные снимки делались не одновременно, а с некоторым промежутком времени. Вследствие этого движущиеся объекты: текущая вода, движущиеся по небу облака, дым, качающиеся ветки деревьев, движения лиц и фигур людей в кадре и т. д. воспроизводились на фотографиях с искажениями, в виде смещённых разноцветных контуров. Эти искажения крайне сложно исправлять вручную.
Очень советую посмотреть на коллекцию в специальном разделе на сайте библиотеки конгресса.
Но главное не это.
Цитата из фильма:
Здесь ходишь, читаешь, как письмена ацтеков. Действительный статский советник, почетный гражданин, святой Анны первой степени ордена кавалер. Можно конечно прочитать в энциклопедии, что все это значит, но внутренний смысл этих слов утрачен. Нет той цивилизации, которая так оценивала вклад в себя, и не понятен итог жизни, если он подведен такой надписью.... Но вот были древние греки, а нынешние не от них произошли, и древние египтяне, нынешние не от них, и вот мы, нынешние русские, а мы не от этих. 100 лет, не велик вроде бы срок, а случился разрыв цивилизаций. И они для нас древняя Россия, мы не от нее...
...А вообще за 100 лет что произошло? Число памятников ополовинилось, утраты заросли... оказывается прошлое, это не когда деревья были большими, а когда деревья были маленькими... а теперь? Так лет через 20 не будет видно не только храмы, но даже огромного белого озера. А еще через 2-3 поколения, что? Кончится местное население и древний город вовсе затянет лесом.
А еще через несколько поколений что? А, пожалуй, ничего.